Идеи гуманизма в педагогике Дж.Дьюи

Идеи гуманизма в педагогике Дж.Дьюи

Для того, чтобы найти свой вариант развития, профессионально обогатиться за счет накопленного опыта и двигаться дальше, современные авторы естественно обращаются к доказавшим свою образовательную и воспитательную эффективность аналогам. На наш взгляд, в первую очередь актуальны те, в которых ясно прослеживается гуманистическая ориентация и где не только сформулировано целеценностное ядро, но и разработаны продуктивные технологические основания, а главное, где есть механизмы транслирования, обеспечивающие возможность применения достижений этих школ в практике и позволяющие вести конструктивный диалог настоящего с прошлым. Необходимость использования, а значит и осмысления опыта образовательно-воспитательных систем ХХ века в современных условиях диктуется рядом обстоятельств:

Сформировавшиеся в ХХ веке социально-политические условия и культурологические основания послужили мощным импульсом не только к увеличению гуманистических образовательно-воспитательных систем, но и к стабилизации их деятельности, они приобретают характер значимого фактора, который в течение всего столетия определяет особенности педагогического процесса, выполняя ряд важных функций, среди них:

  • яркая пропаганда гуманистических ценностей и приоритета личностно-ориентированной педагогики, реально осуществляемой в практической педагогической деятельности;
  • более высокий уровень воспитания, который определяется сотрудничеством и партнерством всех субъектов учебно-воспитательного процесса, приближающие данные школы к школам общинного типа и делающего их «школами качества»;
  • Содержательное приращение и реальное воплощение избранных доминантных ценностей в педагогическом процессе, порождение новых технологий типа «коллективного творческого дела», «проигрывания культурных эпох», «погружение в предмет» с созданием условий для рождения «эффективной школы»;
  • Создание условий для творческого поиска и профессионального роста, а также постоянного стимулирующего механизма, направляющего и способствующего трансформации существующей педагогической практики и развитию массового инновационного мышления.