Идеи гуманизма в педагогике Дж.Дьюи

Для того, чтобы найти свой вариант развития, профессионально обогатиться за счет накопленного опыта и двигаться дальше, современные авторы естественно обращаются к доказавшим свою образовательную и воспитательную эффективность аналогам. На наш взгляд, в первую очередь актуальны те, в которых ясно прослеживается гуманистическая ориентация и где не только сформулировано целеценностное ядро, но и разработаны продуктивные технологические основания, а главное, где есть механизмы транслирования, обеспечивающие возможность применения достижений этих школ в практике и позволяющие вести конструктивный диалог настоящего с прошлым. Необходимость использования, а значит и осмысления опыта образовательно-воспитательных систем ХХ века в современных условиях диктуется рядом обстоятельств:

  • во-первых, явной тенденцией к усилению антропоцентризма в обществоведческой теории и в ее практической реализации, во все большей ориентации любой деятельности и любой социальной организации на человека, на создание условий для его максимальной самореализации, достижения личной свободы и счастья. Образовательно-воспитательные системы гуманистического типа отличались прежде и характеризуются сегодня именно таким отношением к человеку, таким подходом к своей профессиональной деятельности;
  • во-вторых, развитием новых связей и отношений человека и природы, характеризующимся коэволюцией социального и биологического, расширением сферы социально-экологических исследований, появлением специальной отрасли знания - экологии школы и экологии воспитания. В этом смысле каждая образовательно-воспитательная система гуманистического типа несет в себе большие потенциальные возможности как образец здоровой эколого-педагогической системы;
  • в-третьих, качественно новым подходом к проблемам эффективности социальной организации и социального управления, рассмотрением их в русле культурологической парадигмы постмодерна, в тесной зависимости от уровня культуры. И здесь важную роль могут сыграть гуманистические образовательно-воспитательные системы с присущим им высоким уровнем культуры организации.

Сформировавшиеся в ХХ веке социально-политические условия и культурологические основания послужили мощным импульсом не только к увеличению гуманистических образовательно-воспитательных систем, но и к стабилизации их деятельности, они приобретают характер значимого фактора, который в течение всего столетия определяет особенности педагогического процесса, выполняя ряд важных функций, среди них:

  • яркая пропаганда гуманистических ценностей и приоритета личностно-ориентированной педагогики, реально осуществляемой в практической педагогической деятельности;
  • более высокий уровень воспитания, который определяется сотрудничеством и партнерством всех субъектов учебно-воспитательного процесса, приближающие данные школы к школам общинного типа и делающего их «школами качества»;
  • Содержательное приращение и реальное воплощение избранных доминантных ценностей в педагогическом процессе, порождение новых технологий типа «коллективного творческого дела», «проигрывания культурных эпох», «погружение в предмет» с созданием условий для рождения «эффективной школы»;
  • Создание условий для творческого поиска и профессионального роста, а также постоянного стимулирующего механизма, направляющего и способствующего трансформации существующей педагогической практики и развитию массового инновационного мышления.